Belorussian underground films

Республика Беларусь – государство в восточной Европе. Имеет общие границы с Россией, Украиной, Польшей, Литвой и Латвией. Население немногим менее 10 миллионов человек. Столица – город Минск. Президентом с 1994 года неизменно является А.Г. Лукашенко.

Беларусь – страна с тяжелым советским наследием. До сих пор в ней сохраняется монополия государства в области культуры. Практически любое культурное мероприятие, во время которого может быть выражена точка зрения, отличная от официальной идеологии, вызывает повышенный интерес спецслужб. В стране неофициально действует список «неблагонадежных» книг, авторов, исполнителей, театров, фильмов, которым ограничен доступ к белорусской публике. Сотрудничество с независимыми, т.н. «оппозиционными» авторами, исполнителями может повлечь неблагоприятные последствия для медиа изданий, концертных агентств, арендодателей, да и просто зрителей.

Сложившиеся обстоятельства не являются исключением и для кино. В государстве отсутствуют институты поддержки независимого кинематографа, нет частных киностудий. Практически исключена возможность получения иностранных грантов на создание фильмов независимыми режиссерами.

Тем не менее, источник стремлений что-то делать, снимать, невозможно закрыть никакими запретами или угрозами. Предлагаемые к показу работы представляют собой ноль-бюджетные фильмы, снятые любителями кино.

Эта программа изначально готовилась для белорусских сообществ за рубежом в рамках сотрудничества с кинофестивалем короткометражных фильмов Cinema Perpetuum Mobile. В ней подобраны фильмы, в которых обязательно присутствует место – Беларусь.

Беларусизация (реж. Алекс Де Бронхе, 2008Фильм символ, метафора, которая являет собой сразу несколько лейтмотивов идентификаций. Одна из них — исчезновение родной речи, культуры, самая главная проблема нации. Точное и краткое выражение этой проблемы.
Второй лейтмотив обобщенный — обречённость жизненного пути, судьба- дорога, сопротивление року, попытка преодоления самого себя, глупость, предрассудки и заблуждения…Choice for Best National Video Art (Poland-Belarus, 2011)
 
Мечты Махмадеры (реж. А. Полубинский, 2012) — это фильм-повествование о мыслях и мечтах игроков любительской футбольной команды, созданной весной 2011 года, трагического времени для всей Беларуси  
Фрагменты (реж. А.Лобач, 2011) – Серия видеоэскизов: № 1 -Ожидание, № 3 — Лица повседневности, № 13 — Постоянство)  
Сделка (реж. В.Цыбулько, 2012) — «Когда большие люди заключают сделки, все что нам остается — созерцать последствия.»В мире ежеминутно заключаются тысячи сделок: купля-продажа товаров, услуг, работ, ценных бумаг, людей, человеческих органов, наркотиков, оружия, взрывчатых веществ и т.д.Разница только в иерархическом положении людей заключающих сделки. Чем выше находятся эти люди, тем больше ставки и тем меньше мы, обыватели, знаем и можем как то на это повлиять. Мы становимся простыми зрителями телевизионных передач со сводками новостей, порожденных «сделками» разного формата.Нестандартное решение КиноVарка-2011  
Кирляндия (реж. И.Божко, 2012) – антиутопия, политическая сатира, снятая в стиле черно-белого немого кино. Примитивная по форме, напоминающая студенческий капустник, благодаря эзоповой лексике была с пониманием и восторгом принята белорусской публикой. Автор – коллективное безсознательноеГран-при фестиваля современного немого кино «Апокалипсис отменяется» (Минск, 2012), People’s choice award Cinema Perpetuum Mobile World Wide Screening (Malaysia)  
Вырай (реж. А.Мартынюк, 2011) – в переводе с белорусского означает сказочное, мифическое райское место, куда улетают зимовать птицы. Как и в Кирляндии, идейное содержание является продуктом коллективного творчества и снова это антиутопия, фантастика о Большом Брате, восстании сельскохозяйственных машин и галлюциногенных зернобобовых.  
Легкая корректировка (реж. А.Слатвинская, 2011) – фильм о трудоустройстве амбициозного клерка в престижную корпорацию. Гран-при Фестиваля нуар фильмов «Film Noir Contest»  
Вечный (реж. Е.Потапенко, О.Боглаг, 2012) — Самобытность авторов выразилась в их способности зафиксировать при помощи нужной формы вневременную статику индустриальных окрестностей. Далеко не каждый «сюрреалистический эксперимент» заслуживает внимания. Однако в данном случае достоинством самобытной работы можно считать простоту и выразительность образов, которые заключены в хорошо исполненную форму.  
Сумерки (реж. А.Лобач, 2011) – молодой человек заходит в одиного стоящий дом в глуши, где парочка занимается любовью. Он берет нож со стола и осматривает дом…Гран при КиноVарка-2011Лучший белорусский фильм CPMFF-2012  

 

Комментарии запрещены.